Виртуальный Ульяновск
Ульяновск
Атлас Ульяновской области! Все сайты Ульяновска и Ульяновской области Погода - Ульяновск и Димитровград Расписание пассажирских поездов от станции Ульяновск-Центральный Вызвов такси Знакомства - Ульяновск и Димитровград



Информация по Ульяновску Сервисы портала Карты, атласы, фото
 
Требуются копирайтеры

Требуются копирайтеры! Работа гарантирована при соответствующем уровне грамотности! Оплата: 150-200 руб. за статью в 5000 - 6000 символов. Подробнее..


Гибель теплохода "Суворов"

15 лет прошло с того тихого летнего вечера 5 июня 1983 года, когда теплоход "Александр Суворов" на полном ходу врезался в волжский мост. Ульяновск "бурлил" слухами о диверсии, организованной западными спецслужбами, о невероятном числе погибших, о вскрытых секретных складах, предназначенных на случай войны, о перестрелке в автопарках. Истину знали немногие. Корреспондент "МГ" встретился с теми, кто находился в эпицентре событий: Георгием Дмитриевичем Демидовым, работавшим в то время следователем Управления КГБ по Ульяновской области, главным врачом областной клинической больницы Петром Павловичем Раковым и хирургом той же больницы Любовью Григорьевной Падишиной. Таким образом, читатели "МГ" первыми смогут узнать о новых, ранее не известных фактах трагедии. Но обо всём по порядку.


Слово - Г.Д. Демидову:

"Как только произошла авария, сразу была сформирована бригада следователей из восьми человек.
Начали с опроса команды. Теплоход к тому времени отбуксировали в затон у "Авиапрома", что на левом берегу. Ребята ещё не успели прийти в себя. Не могли поверить, что остались живы после этого кошмара. Многие потеряли друзей и родных. Мне рассказали, что вечером прошло профсоюзное собрание команды. Решался вопрос о выделении денег на закупку в Горьком спортинвентаря. Старший помощник капитана (или иначе - первый штурман) отправил рулевого на собрание, а сам остался в рубке. Всего за три минуты до столкновения рулевой вернулся на вахту... Его так потом и нашли, придавленным стенкой рубки, стоящим у штурвала. Первоначально предполагалось, что рулевой и штурман уснули или были пьяны. Но, как выяснилось, рулевой был трезв, а штурман не пил совсем из-за язвы желудка.

Ближе к десяти вечера все пассажиры собрались на тентовой верхней палубе - шла викторина. Люди играли, веселились. О приближающейся беде никто не догадывался. Удар пришёлся по надстройке, на которой находилась рулевая рубка, радиорубка и каюта капитана. Этой надстройкой, как совком для муки, снесло верхнюю палубу и всех, кто на ней находился. Не хватило всего двух метров, чтобы вписаться в пролет моста. Интересно, что ограждения на палубе остались нетронутыми, даже деревянное покрытие не пострадало. Теплоход шёл со скоростью 20 километров в час.
Сразу после удара двигатели заглохли, и судно, пройдя по инерции метров 300, остановилось.

Кстати, члены команды, оставшиеся в живых, отдыхавшие после вахты, ничего не почувствовали, некоторые даже не проснулись. Они ощутили только резкое торможение. Мясорубка, конечно, была страшная. Людей просто перемалывало, отрывались руки, ноги, головы... Когда я появился на судне, палубу уже вымыли, но в воздухе ощущался сильный запах разлагающегося мяса. Трупы вылавливали потом в течение месяца, даже под Куйбышевом. Поднятые останки складывали в рефрижераторы, стоявшие на станции "Ульяновск-I". Там родственники погибших находили своих. Позже мы дежурили в гостинице "Венец", где жили те, кто приехал на опознание. Особенно мне запомнились два брата, 13 и 18 лет, потерявшие свою маму. Они слонялись по вестибюлю, в полнейшем шоке, не веря в то, что произошло. Последствия катастрофы могли быть ещё более ужасными. Как известно, через мост шёл товарный поезд.
Одна из цистерн с 93-м бензином сорвалась с рельсов и застряла в перекрытиях моста.
Если хотя бы одно ведро горючего пролилось на теплоход, то он превратился бы в факел и выгорел за 15-20 минут. Не спасся бы никто. Более того, ферма моста сдвинулась на 300 миллиметров и от сильного нагревания могла рухнуть. Но цистерна выдержала удар. Потом, с помощью спецтехники военно-технического училища, бензин выкачали.
Позже подогнали плавучий кран, подключили водолазов - попытались поднять палубу. Но это оказалось не так просто. Глубина в районе моста - 23 метра плюс 6-8 метров ила. Так что палубу подняли только через несколько дней.
Причины трагедии определили быстро - грубая ошибка капитана. Он, кстати, остался в живых - увидев надвигающуюся громаду моста, прыгнул в воду.

Члены команды потом рассказывали, что они привыкли к тому, что у большинства мостов проход в середине. Капитан забыл, что наш мост имеет наклон к левому берегу. Запросив порт об уровне воды, теплоход продолжил движение навстречу смерти. Самое интересное, все прекрасно знали, где нужно проходить, но... Может быть, сбило с толку освещение будки часового? В общем, катастрофа "Суворова" - результат обыкновенного разгильдяйства. Ранее эта же команда уже сталкивалась с мостом, по-моему, под Саратовом.
Из экипажа погибли старпом, рулевой и радист с женой. Жена рулевого осталась жива только потому, что муж не взял её с собой на вахту. Никто не погиб из ресторанной обслуги. Они отмечали день рождения своего сослуживца.
Всего, если мне не изменяет память, погибли 135 человек и 65 пострадало.
Главой московской комиссии тогда был назначен Г.Алиев. Правда, я с ним встречался всего один раз.
В то время по городу ходила масса слухов. И то, что это террористический акт, что товарный поезд появился на мосту не случайно. Позднее, находясь в одной компании, я слышал рассказ о том, что рулевого нашли с ножевыми ранениями, а штурмана отравили. При этом ссылались на горком, обком партии. Вообще, у жителей Ульяновска богатая фантазия.
Следствие продолжалось недолго, несколько дней. Потом теплоход отправили своим ходом (управление переключили на машинное отделение) в порт приписки - Ростов-на-Дону".

"Мне позвонили со станции скорой помощи, сообщили о случившемся, - вспоминает Пётр Павлович Раков. - Я тут же приехал на берег для организации спасательных работ. Раненых доставляли на лодках и катерах. Их сразу же принимали врачи "неотложки", оказывали первую помощь и оправляли в больницу. Всего сняли 64 пострадавших, в основном с переломами, повреждениями внутренних органов, скальпированными травмами черепа.
Людей доставляли в больницу и укладывали в коридорах (задействовали три этажа), чтобы врачи сразу могли определить степень тяжести каждого ранения. Те, кто были "полегче", кричали, требовали внимания, а те, кому было совсем худо - лежали молча. Важно было сразу разобраться. Справились мы своими силами, но надо отметить, как откликнулись на беду все больницы города - nпомогали нам медикаментами, инструментами, перевязочным материалом. В 5 утра мы с И. М. Кузнецовым (тогдашним первым секретарём обкома КПСС) побывали на теплоходе. Картина была ужасная. Расплющенные, раздавленные трупы, обрубки конечностей... Дальше предстояла не менее сложная работа - для опознания приехали родственники погибших. Нужно было встречаться с ними, объяснять, утешать, соболезновать. Мы помогали тем, кто не мог перенести переживаний."
"Около одиннадцати часов мне позвонил домой дежурный врач, - рассказывает Любовь Григорьевна Падишина. - Я живу недалеко от больницы, поэтому смогла быстро оказаться на рабочем месте. Раненых начали привозить к половине двенадцатого. Сразу "бросилось" в глаза - люди солидного достатка, красиво одетые, с дорогими украшениями. Оперировали два хирурга на трёх столах непрерывно в течение пяти часов. За это время через нас прошло 53 человека.
Особенно запомнилась симпатичная девушка с переломом бедра и оторванной рукой. На ней были модные джинсы - мы никак не могли их снять, пришлось разрезать. Многие поступили в больницу с ранами, загрязнёнными тмином, который просыпался с моста на теплоход из опрокинувшегося от удара вагона. Раны мы промыли и на их заживлении это не сказалось. Потеряли мы только троих, самых безнадёжных. Надо сказать, что снабжение было бесперебойным. Кабинет заведующего отделением завалили медикаментами. Сработали мы неплохо. Это признала потом комиссия по расследованию причин аварии. Впервые нам тогда выплатили премию в размере оклада."



А.Калачёв, В.Кузнецов.

Выражаем искреннюю благодарность за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии Управление ФСБ по Ульяновской области и лично Татьяне Владимировне Яковлевой.

Молодёжная газета" №23, 11.06.1998
E-Mail: mg@mv.ru WWW: www.mv.ru/~mg/

Дата: December 04 2007 11:26:39 Отзывов: 14 · Прочтений: 39632 Для печати
Отзывы
Test January 23 2008 19:49:36
Да а-а-а-а блин грусть
Светлана June 05 2008 17:41:31
Я только сегодня узнала о такой трагедии..Конечно,поразила глубоко...Я родилась в Донецке,там в соседнем доме у одного мужчины погибла мама на этом теплоходе...Работа такого рода требует полной ответственности..Не хотелось бы,чтобы повторялось такое..
ИВАН June 07 2008 16:15:17
ОЧЕНЬ ЖАЛКО,Я ТОЖЕ НЕДАВНО УЗНАЛ,ГОВОРЯТ 31-МАЯ-ЕТОТ ТЕПЛОХОД ОПЯТЬ ПОПАЛ В АВАРИЮ,ВОЗЛЕ МОСКВЫ,ОТДАТЬ ЕВО НА РАСПЛАВКУ И ВСЁ,ЕТО ЖЕ ПЛЫВУЧЕЕ КЛАДБИШЕ,Я СЧИТАЮ ШТО МЕРТВЕЦЫ,ВСЕГДА ЗОВУТ ЗА СОБОЙ,ТАКОЕ ОШУШЕНИЕ ШТО ЕТИ КРУИЗЫ НА ПЛЫВУЧИХ КЛАДБИШАХ,ДО ДОБРА НЕ ДОВЕДУТ.........
alf October 02 2008 17:13:48
шок почти как титаник
Александр December 24 2008 13:40:38
А моему отцу повезло. Ему как депутату городского Совета дали путевку в круиз по Волге. Он как раз мог оказаться на "Суворове", но не смог поехать из-за болезни моей бабушки - его матери. Так что эта катастрофа запомнилась в нашей семье очень хорошо. В один миг погибло более 170 человек, и как!
Этим летом у нас в городе появился новый прогулочный теплоходик. Посмотрел я на него... Шкипер с пивом не расстается... борта ржавые... На весь баркас два огнетушителя которые никогда не проверяли. Что то мне не хочется "весело проводить время" на таком "титанике"...
gordonff January 14 2009 16:41:23
злость
MAX January 17 2009 00:40:33
Тем не менее прошло почти 26 лет, а теплоход продолжает ходить...
И только памятник близ Ульяновского железнодорожного моста напоминает о той самой страшной катастрофе... тема закрыта!
саша March 24 2009 20:56:23
моя мама там была проводницей !!!!!!!!!!шок
мама читает эти статьи и говорит что там половина чтсто брехни !тема закрыта!
саша March 24 2009 21:04:54
проводница теплохода : Гутарова Галина Николаевна вся информация по этой катострофе можете спросить по адресу sasha0618rambler.ruподмигиваниеулыбка
макс July 02 2009 14:53:45
ну и что,что ему 25 лет!все эти теплоходы в германии сделаны,на совесть,еще 100 лет проплавают!
лиса January 21 2010 19:07:06
Теплоход "Александр Суворов" был построен в 1981 году в Чехословакии.
Шеп January 31 2010 20:40:38
Моя бабушка была на нем в тот страшный вечер, она спала на шлюпочной палюбе(3 палуба) грусть
leksa June 21 2010 22:51:46
шок жууутко, очень шок
stalker August 16 2010 20:31:16
да это было что-тогрусть
Добавить отзыв
Пожалуйста залогиньтесь для добавления отзыва.

о домене su      поиск по порталу      контакты      манифест      партнеры Rambler Яндекс.Метрика